MathCAD


1.1. Синее и черное, или Задача Удодова - часть 2


Петя ехидно улыбается. Удодов тоже улыбается. Оба они понимают замешательство учителя. Ученик VII класса еще пуще конфузится, встает и начинает ходить из угла в угол.

– И без алгебры решить можно, – говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая. – Вот извольте видеть...

Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было.

– Вот-с... по-нашему, по-неученому.

Фрагмент из миниатюры А. П. Чехова «Репетитор» предварил наш рассказ о пакете Mathcad по трем причинам:

1. Описанная ситуация часто повторяется и сейчас. Только люди, решая задачи, стали протягивать руку не к счетам и даже не к калькулятору, а к персональному компьютеру. И самая подходящая на сегодняшний день программная среда для решения задач, подобных задаче Удодова, – это Mathcad.

2. Технология решения задач в среде Mathcad во многом похожа на подход Удодова-отца. Компьютеру достаточно сообщить условия задачи – и пусть себе решает, лишь бы ответ сошелся. О методах решения задач пользователь начинает задумываться, когда происходит осечка, что случается довольно редко, если иметь в виду не слишком сложные задачи (не суперзадачи, решение которых требует разработки специального матобеспечения).

3. И современная, и прошлого века – обратитесь еще раз к рассказу А. П. Чехова – методика преподавания школьной и вузовской математики, физики, химии и других предметов ориентирована, как правило, не на постановку задачи, а на решение уже кем-то сформулированных проблем. Компьютеризация школы (средней и высшей), базирующаяся на преподавании языков программирования (BASIC, Pascal, С и др.) в качестве основ информатики, ничего не меняет в этом не совсем нормальном положении вещей. Среды общения с ЭВМ на почти естественном для человека языке (и в то же время на математическом языке), к которым относится Mathcad, позволяют больше внимания уделять постановке проблемы, математическому моделированию реальных ситуаций, анализу ответа, а не методикам решения надуманных задач. К этому вопросу мы еще вернемся в этюде 7, когда речь пойдет о методике использования компьютеров на уроках математики – школьной и вузовской.

Но лучший способ оценить пакет Mathcad – это решить с его помощью задачу. А самый подходящий пример для начального знакомства с пакетом Mathcad – чеховская задача. Вот три отрывка из рассказа, определяющие три возможных подхода к решению:

1. – И без алгебры решить можно, – говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая. – Вот извольте видеть...

2.      Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138.

3.      – Это задача, собственно говоря, алгебраическая, – говорит он (Зиберов). – Ее с иксом и игреком решить можно.

Ниже читатель может увидеть эти три решения задачи о купце и сукне: Удодова-отца (рис. 1.1, 1.4 и 1.5), Петин (рис. 1.6) и Зиберовский (рис. 1.7), реализованные в среде Mathcad.




- Начало -  - Назад -  - Вперед -